Медиа

Вас попросили дать отзыв (или вы сами решили)

2023-05-18 15:24
Если не хотите читать всё – начните с пункта 5. Ведь можно потом вернуться и перечитать начало 😊

1. Всегда возникает развилка: хочу оставить положительный (понравилось), отрицательный (не понравилось), или вообще не хочу оставлять никаких отзывов.

Но учтите, написав что либо, вы принесете пользу в том числе и себе: вам ведь не все равно, и грамотно составленный отзыв сделает мир лучше. Больше людей придет к тем, кто достоин, и меньше к тем, кто налажал (либо у них хотя бы будет понимание что нужно исправлять).

А теперь разберемся.

2. Например, человек съездил на крупный профессиональный форум, хотел бы, чтобы его заметили коллеги, организаторы, хедлайнеры и так далее. Конечно, можно было задуматься еще непосредственно во время мероприятия, но почему-то спохватился лишь в конце. Мы в ТСМ Центре всегда рекомендуем рассматривать ситуации в трех аспектах времени: до события, в процессе и после события. Это касается любого процесса, а не только форума; например, до покупки, во время и после, но подробнее об этом в другой раз. И вот наступило как раз это самое «после»: организаторы попросили участников написать отзыв: ваш шанс.

3. Что «обычно» пишут «обычные» люди? «Было классно!», «Много полезного», «Спасибо организаторам» и так далее. Или просто 4-5 звездочек. Вы ведь и сами такие «рецензии» пролистываете, не читая, до какого-нибудь более-менее содержательного: такой отзыв может быть фейковым/накруткой, не несет никакой информации и получить какое-либо представление о продукте, услуге или человеке (в том числе, который собственно отзыв и оставил) невозможно. Причем негативные отзывы как раз обычно более подробные.

4. Итак, мы хотим, чтобы на нас обратили внимание из-за нашего отзыва, что может привести, например, к:

- новым клиентам (ведь грамотно структурированный отзыв показывает и ваш уровень);

- подписчикам в соцсетях и реакциям (вряд ли кто-то будет отслеживать автора отзыва «Классно!»);

- интересу/коллаборации с коллегами (могут увидеть единомышленника в вашем лице);

- обращению к вам тех структур (спонсоры, разработчики/производители, корпорации, лидеры мнений и так далее), для которых на данный момент вы может быть не заметны.

5. Есть люди, которым важна структурность/расчётливость/исчислимость; есть те, кому нужно попасть и встроиться в какую-то группу/иерархию; и есть такие, которым нужно выделиться/показать себя/привлечь внимание.

В идеале, вам нужно попасть во всех трёх.

6. Для расчетливых нужно:

a) Обозначить свой уровень экспертности или просто уровень. Например, мама троих детей, или стоматолог-ортопед со стажем 18 лет;

b) Разделять информацию по пунктам (если какой-то блок они считают незначимым – перескакивают на следующий, нужно с этим помочь: разделить на пункты/абзацы)

c) Выделить наиболее важные на ваш взгляд моменты/критерии оценки;

d) Показать, как полученные знания (если про форум) помогли «разобраться и разложить по полочкам», или как продукт позволил решить какую-то конкретную проблему: человек должен понять способы применения;

e) Если это кажется слишком сложным, можно применить правило «3х3»:

- понравилось, потому что… (3 пункта почему)

- не понравилось, потому что… (3 пункта почему)

- 3 наиболее значимых для вас момента/характеристики.

7. Для тех, кому важно встроиться в определенную группу, опишите (в данном случае - на примере форума), кто там бывает, и как к ним прямо там можно подойти и запросто поговорить, и они ответят. А иначе придется искать способ «пробиться на прием». Или как полученный продукт/услуга может быть применен в некоторой целевой для вас группе (клиенты, коллеги, работодатели…), позволяет стать своим или понятным группе.

8. Ну и для тех, кому хочется выделяться, покажите уникальность («лишь 1% людей могут себе позволить...» или «другого такого состава спикеров нигде не найдете»), упоминаемость в СМИ/соцсетях («и ваше фото может попасть в статью…»), возможность сфотографироваться с великими, стать первым/единственным, похвастаться перед друзьями и так далее.

9. Под конец стоит добавить какую-то индивидуальную эмоцию/мелочь: «…а еще там был просто замечательный кофе…» или «…фоном играла такая завораживающая музыка, что хочется добавить в свой плейлист…».

10. Не пугайтесь: кажется сложно и громоздко, но не обязательно всё выполнять по пунктам: просто структурируйте, держа в голове такую картинку и напишите, что посчитаете целесообразным.

11. Напишите, перечитайте и удалите лишнее.

По той же схеме можно строить статьи, посты в соцсетях, некоторые даже так пишут книги (не советую: там желательны схемы посложнее). Кроме того, создаваемые мероприятия, о которых потом уже вы запросите отзыв, тоже можно пропустить через такой подход, чтобы каждый из перечисленных получил необходимое.