Медиа

Как писать сказки и зачем это надо

2022-07-23 15:18
Взрослые люди в какой-то момент начинают задавать мне подобные вопросы: как научиться красиво говорить? Как развить фантазию у себя и детей? Чем отвлечь детей от гаджетов? И так далее.

И, как понятно из названия, одним из ответов может быть придумывание сказок на ходу. Разумеется есть масса других способов, но мы сейчас про этот.

Данный подход довольно прост в применении, но, конечно, требует некоторого опыта и привыкания. Попробуйте сделать несколько раз, поймете, втянетесь. Он позволяет на ходу придумывать истории, выстраивать логические цепочки, развивать фантазию, активизирует активный словарный запас (подбор слов). Очень полезен при работе с детьми, например, во время пеших прогулок или поездок на машине/поезде/самолёте. И как развлечение, и как донесение каких-то важных моментов до ребенка через историю. Ну и заодно обучите его подходу, пригодится.

Итак, самый простой способ писать сказки «на поток» - по упрощенной «голливудской» схеме:

1. Герой. Кто это? Какой он? Если хочется о себе или из своего опыта, один из подходов – переложение на другого, можно даже животное или неодушевленный объект.

2. О чем герой мечтает? Какая у него цель? Что хочет добиться? Это сокращенная арка персонажа: за длину сказки какое изменение должно произойти с персонажем?

3. Какая есть проблема героя? Его страх, физическое или психическое ограничение. Это не обязательно именно та проблема, из-за которой герой не может добиться своей цели, это именно личностная боль.

4. Антагонист. «Злодей», тот кто препятствует герою. Совсем не обязательно, что он именно злонамерен, просто волей случая оказывается между героем и его мечтой.

5. Мечта антагониста. Да, у «злодеев» тоже есть мечта. Можно использовать менее пафосное слово: «цель». И она не связана с героем или его путём, просто возможно пересечение.

6. Проблема антагониста, его боль. Что-то, что мешает ему жить. Может быть так же страх, физическое/психологическое ограничение.

7. Локация. Где происходят события. Иногда требуется исходить из некоей реальности (рыбам, например, потребуется какой-то водоём), иногда лучше выбрать совершенно случайное место, чтобы фантазии легче было отстраниться от ограничений логики и «отыграть» партию за уже сформированных персонажей.

8. Дальше – собственно собрать сказку, исходя из своей фантазии и опыта, но учесть, что должны быть введение (история, которая привела персонажей в ситуацию), завязка (начальное пересечение интересов героя и антагониста), развязка (преодоление проблем героя и антагониста), завершение (некая мораль о добром и вечном: например, антагонист и герой подружились).

Разумеется, схему можно бесконечно видоизменять, усложнять и упрощать – это творчество. Например, иногда требуется введение дополнительных персонажей, которых желательно тоже проработать.

Данный подход может быть применен и к видеороликам, статьям, книгам и даже картинам.

В качестве примера приведу вводные параметры и сказку на их основе, которую "собрал" ребенок в возрасте 8 лет буквально за пятнадцать минут.

Герой: Лещ

Мечта героя: прочитать все книги, стать самым умным и уважаемым

Проблема героя: плохое зрение, доверчивость

Антагонист: Щука

Мечта (цель) антагониста: наесться до отвала так, чтобы при этом ничего не делать

Проблема антагониста: глупая, завидует

Локация: река

Дополнительный персонаж (введен в процессе сборки сказки): Кот

Мечта и проблема: чтобы не чесался подбородок

Про умного Леща и глупую Щуку
В одной тихой речке под корягой жил-был Лещ. Ему очень нравилось, что речка была тихая и спокойная, так как больше всего на свете он любил читать книги. Он прочел их так много, что знал почти всё на свете, но и зрение его немного ухудшилось: пришлось носить очки.

Жители речки почитали и уважали Леща, приходили к нему за советом по совершенно разным вопросам. И он им всем отвечал, помогал, рассказывал. А спрашивали у него самое разное: можно ли есть какую-то незнакомую водоросль, чем лечить болячку, как лучше спрятаться от хищной рыбы – всех вопросов и не упомнишь.

В той же речке жила Щука. Самая настоящая хищница и хулиганка. Она всякими хитростями постоянно ловила и поедала мелких рыбёшек, пугала из зарослей крупных рыб, которых проглотить не могла, и всячески безобразничала и досаждала обитателям подводного мира.

И вот как-то этой Щуке стало завидно, что Лещ пользуется таким уважением у других рыб, что они прямо косяками к нему плывут за советом.

- Вот бы мне так лежать под корягой, а рыбешки сами бы ко мне плыли, я бы их даже не выплывая из дома хватала и ела!.. - мечтала Щука. И так её разобрала зависть, что решила она как-то обидеть Леща, а ещё лучше – вообще прогнать из её речки.

Долго думала Щука как подловить умного Леща, и наконец придумала: она знала, что неподалёку от коряги рыбак часто удит рыбу. И вот однажды она дождалась, когда рыбак закинет червяка на крючке в воду, аккуратно взяла червячка вместе с крючком (так, чтобы рыбак ничего не заметил), и подтянула его к коряге, под которой жил Лещ.

- Уважаемый Лещ! – самым милым своим голоском сказала хитрая Щука, - Я никогда не обращалась к вам с вопросами, но теперь прошу совета, - Щука всем своим видом старалась делать вид, что ей действительно нужен совет, а ведь она была очень хитра!

- Я на днях съела какого-то червячка, - продолжала Щука, - и так у меня потом разболелся живот! И вот я нашла еще одного, но теперь боюсь его есть. Подскажите, уважаемый Лещ, можно ли есть таких червячков? А то я нашла место, где их много-много! – и Щука осторожно взглянула в глаза Лещу.

Лещ немного выплыл из-под коряги, чтобы получше разглядеть червячка, так как зрение у него было плоховатое. Посмотрел, понюхал, хотел даже лизнуть, но не стал: все же не его добыча.

- Это совершенно безопасный и вкусный червь, - серьезным и уверенным тоном сказал в конце концов умный Лещ. – Можете смело его есть и ничего не опасаться, - а сам так залюбовался червячком, такой тот был жирненький и аппетитный, что слюна чуть не потекла у него изо рта.

Хитрая Щука заметила, как сильно хочется Лещу съесть несчастного червяка и поняла: её план почти удался.

- О, тогда можете угоститься им, - коварно сказала Щука, - я нашла место, где таких много, там нам обоим хватит. Я принесу еще, в благодарность, - и она подтолкнула червячка, старательно насаженного рыбаком на крючок, к слеповатому Лещу.

От вида червячка рот Леща настолько уже наполнился слюной, что не раздумывая цапнул его всей пастью и тут же проглотил. Разумеется, рыбак сразу дернул удочку, и умный Лещ в один миг вылетел из речки, да так быстро, что даже очки с него слетели и медленно опустились на дно.

Довольная собой Щука плавничком помахала Лещу, подняла с илистого дна его очки и нацепила на нос. Аккуратно (так как это была все же довольно большая Щука) заплыла хвостом вперед под корягу Леща, немного высунула морду в очках – если не приглядываться, то вполне похожа на самого Леща. Залегла так Щука и стала ждать, пока приплывут за советом рыбешки к Лещу и уже предвкушала отличный обед.

А в это время Лещ понял, что хитрая Щука его надула, да так, что теперь живым бы остаться! Рыбак аккуратно вынул крючок, повертел-посмотрел на Леща…

- Какой-то хилый лещик, - задумчиво проговорил Рыбак, - выпустить что ли, может больной он… - он еще немного повертел рыбку в руках. – Нет, отдам Коту, он ведь все равно попытается утащить рыбешку из моего улова, пусть уж этим полакомится.

И положил Леща в ведерко, рядом с которым сидел большой довольный черный Кот с белой манишкой. Кот внимательно посмотрел на Леща, а Лещ, насколько мог без очков, посмотрел на Кота.

- Простите, вы, верно, Кот? – спросил вежливо умный Лещ. – Я читал про котов. Говорят, что коты любят, чтобы их чесали под подбородком. Но я нигде не нашел почему?

Кот удивился, что сморщенный Лещ, которого он собирался съесть, вдруг начал задавать такие странные вопросы. Не все ли ему равно? Его же сейчас съедят!

- Знаете, - подумав ответил Кот, - я как-то не привык разговаривать с обедом. Но вам отвечу.

Кот еще немного подумал, лизнул свою лапку и пригладил ей шерстку на голове.

- Понимаете, - начал он, - мы, коты, вылизываем себя до чистоты. Своим язычком мы можем дотянуться почти где угодно на своем теле, а где не можем – вылизываем лапку, и чистимся ей. Но вот подбородок как следует вычистить, увы, не получается ни язычком, ни лапкой.

Кот внимательно посмотрел на Леща: понимает ли тот, что это на самом деле большая проблема?

- И вот там скапливается грязь, и чешется, - закончил он. – Поэтому, когда человек нас чешет под подбородком, мы урчим от восторга.

Умный Лещ внимательно выслушал Кота и решил, что это и есть его шанс спастись.

- Я, кажется, знаю, как вам помочь, - осторожно сказал Лещ. – Если вы подойдете к пологому берегу и немножко опустите подбородок в воду – мальки с удовольствием вычистят вам всю шерстку!

- Я? Подбородок в воду? Чтобы его чистили мальки?! – удивился Кот. – Мы, коты, воды не любим! Да и с чего вдруг мальки захотят чистить мне шерстку? – Кот действительно не понимал, зачем маленьким рыбкам тратить на это силы и время, и не придется ли с ними потом как-то расплачиваться.

- Знаете, - Лещ решил поделиться одной историей из книжек, - есть такие огромные и страшные хищники: крокодилы. Их все боятся, кроме совершенно крошечной птички тари. Крокодилы готовы слопать кого угодно, но эту птичку никогда не тронут, - умный Лещ почувствовал себя как будто у себя в реке под корягой, когда рассказывал что-то рыбешкам, приплывшим за советом.

- Дело в том, что у крокодила, когда он наестся, в зубах застревает множество кусочков еды. Сам себе зубы почистить он никак не может, и от этого они могут начать сильно болеть, - Лещ внимательно посмотрел на Кота: слушает ли тот. Кот слушал очень внимательно. - Тогда крокодил открывает пасть, маленькие птички тари слетаются в нее, и, своим тоненьким клювиком, старательно вычищают все страшные зубы крокодила. Получается и птички наелись, и крокодил доволен, - назидательно закончил Лещ свою историю.

- Может и вам попробовать так с мальками? – с надеждой спросил он наконец.

Кот немного подумал: действительно, что он теряет? Ну, подумаешь, не любит он воду. Так ведь всему лезть в нее не надо: достаточно только окунуть подбородок. Зато может пройти этот вечный надоедливый зуд, который мешает спать по ночам!

- А что, я попробую! – в конце концов сказал Кот. - Что нужно делать?

- Как я и говорил: подойти к пологому берегу и опустить подбородок в воду, - сказал Лещ. И осторожно добавил: - Только вам придется меня выпустить, чтобы я на первый раз объяснил малькам, что нужно делать.

- А вдруг вы уплывете? – недоверчиво спросил Кот. – И я останусь с мокрой шерсткой и без обеда.

- Боюсь, что другого способа нет, - сокрушенно проговорил Лещ. – Я вас не обману, честное слово Леща из-под коряги. Да и для мальков наших это было бы полезно.

- Ладно, была-не была, - сказал Кот. – Все равно есть вас уже не охота, уж очень близко я с вами познакомился.

С этими словами Кот аккуратно лапкой перевернул ведерко, вода из него вылилась, а вместе с ней и Лещ упал на траву и, в два прыжка, очутился в родной реке. Верный данному честному слову, он созвал мальков, объяснил что нужно делать, и, чтобы проверить, правильно ли все исполнено, поплыл с ними к пологому бережку. А Кот тем временем как раз подошел туда и осторожно окунул подбородок в прохладную воду. Мальки тут же старательно вычистили шерстку Кота, а тот заурчал от удовольствия: не обманул его Лещ!

А тем временем хитрая Щука изрядно объелась приплывавшими к Лещу рыбешками. Она тихонько лежала под корягой и глотала без разбору всех, кто приплывал с вопросом. Она ведь была не только хитрая, но и жадная! В результате у нее ужасно разболелся живот, но она продолжала поедать все больше и больше рыбешек.

Совершенно неожиданно к коряге подплыл Лещ. Он жалостливо посмотрел на искаженную болью морду Щуки и сказал:

- Знаешь, ты меня провела, а я хочу тебе помочь.

Щука недоверчиво посмотрела не него сквозь надетые на нос очки Леща.

- Чего это ты решил вдруг мне помочь? – С недоверием спросила она.

- Мне рыбешек жалко, которых ты слопала, - ответил умный Лещ.- Выпустить бы их, и живот твой перестал бы болеть.

- Как же мне их выпустить? – с надеждой спросила Щука. – Я уже пыталась, они не выплывают в открытый рот!

- Тебе нужно хвостом заползти на пологий берег, - хитро прищурившись начал Лещ, - а рот оставить в воде. Как только ты его откроешь – рыбешки сами из него и выпадут обратно в реку, делов то! Плыви за мной!

Поверила Щука, да и живот болел уж очень сильно. Приплыла она за Лещом к пологому бережку, помог он ей хвостом вперед на него забраться. Открыла Щука рот, как велел умный Лещ – рыбешки, действительно, сами одна за другой в реку и выскочили.

Но тут в хвост Щуки кто-то больно вцепился! Изогнулась она от боли, поглядела назад – а это Кот, друг Леща, когтями ее подцепил и потащил на берег, к ведерку.

Так и избавился умный Лещ от хитрой, но глупой Щуки, и стало в реке жить еще спокойнее.