Или немного не так: "Мы двадцать пять лет неправильно растили и воспитывали ребенка, поправьте, пожалуйста, за пару часиков..."
Обращаются с подобным вопросом часто клиенты, с которыми уже некоторое время мы отработали, и они начали осознавать, что где-то что-то упустили. И хорошо, если будущий наследник еще подросток (или даже младше). Но, как правило, ему уже за 20 лет, и он активно не хочет заниматься делом родителей, либо ведет себя максимально пассивно. Что делать?
Давайте разбираться. Типичная ситуация выглядит следующим образом. Мы (родители) старались как могли, обеспечивали хорошее образование (в том числе секции, кружки, благосостояние, круг общения и прочее). Готовили его изначально занять определенную позицию, поэтому был направлен в соответствующий вуз на нужный факультет. Помогали собрать необходимый опыт, но так, чтобы было безопасно: устраивали на подработки к себе в фирму, или к знакомым с условием, чтобы за ним там "присмотрели". Объясняли что и как делается, что правильно, и что неправильно. И, как правило, готовили к "руководящей" позиции: не у станка же ставить такой незаменимый кадр. Причем наследник должен это ценить как дорогой подарок: ему обеспечили сразу быстрый старт, не нужно пробиваться и терять на это время.
Это здорово и, на первый взгляд, правильно. Но почему же наталкиваемся на сопротивление? Причем формы сопротивления бывают очень тяжелыми.
Дальше давайте пойдем по пунктам:
1. Он сам захотел или вы так решили?
Обычно вопрос даже не обсуждается. Изначально считается, что по-другому и быть не может. А для кого иначе я (родитель) строил эту империю? Самое интересное, что ребенок (будущий наследник) это понимает, и даже согласен, но не хочет. Насильно мил не будешь, и он, даже не осознавая этого, саботирует процесс. А параллельно с ребенком растет и его желание делать что-то свое, что он именно хочет. Этот диссонанс с возрастом вырастает в протест, который может выливаться совершенно в разные действия: покрасить волосы в дикий цвет, забить руки татуировкой, переехать в другой город во что бы то ни стало и так далее. Кто-то начинает плохо учиться или прогуливать, кто-то на организованной родителями работе ведет себя неподобающе.
Если вы продолжите давить и направлять его по вашему усмотрению, наследник рискует потерять всю инициативность, не думаю, что такой работник вам будет по душе. К сожалению для вас, выбор у него должен быть.
2. "Правильно - неправильно"
Если человек уже достаточно взрослый, он ощущает, что не принимает самостоятельных решений и живет под чужой шкалой оценок.
С возраста приблизительно 12-14 лет нужно избегать в общении с ребенком (даже если не нужно будет ему наследовать ваш бизнес) оценок "правильно - неправильно", "плохо - хорошо", "красиво - некрасиво" и так далее. С этого возраста обязательно нужно воспитывать самостоятельное принятие подобных решений, даже если они чреваты ошибками. Задача родителей помочь с подбором разносторонней информации для принятия решения, а уже саму возможность оценки "правильно - неправильно" оставить на усмотрение молодого человека.
Молодые люди на удивление плохо собирают информацию, она подбирается однобоко, поверхностно и из схожих однополярных источников, поэтому порой им так легко принять неправильные на взгляд взрослых решения.
Именно для того, чтобы молодой человек научился вырабатывать взвешенные решения, собирать грамотную информацию и нести самостоятельную ответственность, нужно дать ему возможность самому выставлять подобные оценки, а не копировать чужое (даже если ваше) мнение.
И чтобы облегчить путь к этому, нужно с детства
3. Учить задавать вопросы.
Требуется нарабатывать этот навык с самого раннего детства, когда ребенок еще "почемучка", его всё интересует и всё непонятно. Но взрослые всегда заняты и слишком устали, поэтому всячески уходят от ответов. И если раньше можно было любопытному малышу в таких случаях искать ответы самостоятельно (в играх с друзьями, в наблюдениях за природой, конструкторах, книгах в конце концов), то сейчас всё замыкается на гаджетах. А там достаточно одного запроса, (не путать с вопросом) или даже без него, просто включив, чтобы всевозможные медиа дальше взяли инициативу в свои руки и стали "вливать" в голову нескончаемый поток "интересного". Это, кстати, одна из "жалоб" на современных детей: они всё время в гаджетах, даже общаться между собой им проще через соцсети. И термин есть: цифровой аутизм.
А теперь научите молодого человека задавать вопросы, формулировать их. К себе, природе, науке, людям, соцсетям... И тогда гаджеты станут инструментом по сбору и работе с информацией, а не местом, куда пропали ваши дети.
Навык задавать вопросы формирует крепкое критическое мышление, устойчивое ко многим порокам. Это универсальный навык, которому современное молодое поколение не обучено.
4. Конкуренция.
Мы, взрослые, привыкли к конкурентной среде, она отчасти является причиной нашего успеха (или неуспеха у некоторых). Но она же является одной из неожиданных причин, почему наследник не хочет продолжать бизнес, или ведёт себя в нем неадекватно. Не потому, что он боится конкуренции, а потому что приходится конкурировать с вами, родителями (даже если вы это будете отрицать). Папа/мама построили бизнес, всё прошли от начала до конца, были кризисы, взлёты, набитые шишки, и вот империя готова. Приходи, делай что хочешь! Только вот так вот правильно, вот так - неправильно, здесь не делай, с этим поаккуратнее, и так далее. Как конкурировать с тем, для кого это - детище, где он знает "каждый кирпичик"? Легко ли вам будет решиться сверлить чужую стену, чтобы повесить полку? А говорят, что можно, только почему-то стоят рядом и смотрят правильно ли делаю. Есть люди, которые не обращают на такое внимание, и делают, что хотят - это отдельный интересный экскурс в психологию, сейчас не об этом.
Вашему ребенку реально сложно быть лучше вас или хотя бы соответствовать. Тем более, когда он повзрослел и понял, что можно обойтись и без этого, просто уйдя в сторону и делая что-то свое. Там, на стороне, вы его не оцениваете так, и конкурирует там он честно, встраивая себя в иерархию и измеряя свою истинную силу. А у мамы он всегда самый красивый, только не уверен в этом, так как проверить не дают.
И это приводит нас к следующему пункту:
5. Дайте возможность измерить силу на стороне.
Буквально: дайте возможность самостоятельно решить что ребенку интересно (а не "правильно"), поучаствовать в конкурсах, найти подработку там, где хочет, и так далее. Если эти знания/навыки применимы в вашем бизнесе - примените и покажите их полезность наследнику. Так он осознает, что его силы дополняют ваши, а не конкурируют с ними. Просто словами объяснить это им не выйдет.
Разумеется, есть ряд критериев, которые сделают такой подход более эффективным, но нельзя же все рассказывать бесплатно.
При таком подходе есть очень хорошая вероятность, что, "нагулявшись", он как раз вернется к вам, но уже уверенным в себе и инициативным, а не загнанным в рамки.
И, напоследок,
6. "..Вам шашечки или ехать?..
Был такой анекдот: туристу нужно такси, его перехватывает водитель и спрашивает куда нужно ехать, и какая сумма устроит. Договорившись об условиях, турист оглядывает машину и интересуется у водителя, почему на такси нет шашечек. На что получает ответ: "вам нужно шашечки или ехать?"
Вы, родитель, построили империю. Для кого-то это магазин или маленькое производство, для кого-то это федеральная сеть, для кого-то - еще больший/меньший бизнес. Вы это делали для того, чтобы... Тут ответы разнятся. Чтобы прокормить семью, реализовать свои амбиции, свершить мечту, или просто что-то "подвернулось под руку", да так и продолжили. Но это из вашей жизни/целей/мечтаний. И, как бы грустно это ни было для вас, ваш ребенок имеет право быть счастливым по своим собственным правилам. Вы же хотите, чтобы он был счастливым, успешным и самодостаточным. Иногда для этого требуется отпустить и даже помочь в его личных направлениях. Иначе, если наследник неподобающим образом мотивирован, можно получить покорного, но совершенно инертного последователя, про которого скажут "природа на детях отдыхает". Разве это вам нужно, во что бы то ни стало передать ему своё? Вам шашечки или ехать?
Могу еще многое рассказать как родителям, так и наследникам разного возраста (и делаю это регулярно по запросам осознанных родителей), но, как мне кажется, пока достаточно, чтобы у вас стали возникать вопросы и переосмысливаться подходы к работе с собственными детьми.
Обращаются с подобным вопросом часто клиенты, с которыми уже некоторое время мы отработали, и они начали осознавать, что где-то что-то упустили. И хорошо, если будущий наследник еще подросток (или даже младше). Но, как правило, ему уже за 20 лет, и он активно не хочет заниматься делом родителей, либо ведет себя максимально пассивно. Что делать?
Давайте разбираться. Типичная ситуация выглядит следующим образом. Мы (родители) старались как могли, обеспечивали хорошее образование (в том числе секции, кружки, благосостояние, круг общения и прочее). Готовили его изначально занять определенную позицию, поэтому был направлен в соответствующий вуз на нужный факультет. Помогали собрать необходимый опыт, но так, чтобы было безопасно: устраивали на подработки к себе в фирму, или к знакомым с условием, чтобы за ним там "присмотрели". Объясняли что и как делается, что правильно, и что неправильно. И, как правило, готовили к "руководящей" позиции: не у станка же ставить такой незаменимый кадр. Причем наследник должен это ценить как дорогой подарок: ему обеспечили сразу быстрый старт, не нужно пробиваться и терять на это время.
Это здорово и, на первый взгляд, правильно. Но почему же наталкиваемся на сопротивление? Причем формы сопротивления бывают очень тяжелыми.
Дальше давайте пойдем по пунктам:
1. Он сам захотел или вы так решили?
Обычно вопрос даже не обсуждается. Изначально считается, что по-другому и быть не может. А для кого иначе я (родитель) строил эту империю? Самое интересное, что ребенок (будущий наследник) это понимает, и даже согласен, но не хочет. Насильно мил не будешь, и он, даже не осознавая этого, саботирует процесс. А параллельно с ребенком растет и его желание делать что-то свое, что он именно хочет. Этот диссонанс с возрастом вырастает в протест, который может выливаться совершенно в разные действия: покрасить волосы в дикий цвет, забить руки татуировкой, переехать в другой город во что бы то ни стало и так далее. Кто-то начинает плохо учиться или прогуливать, кто-то на организованной родителями работе ведет себя неподобающе.
Если вы продолжите давить и направлять его по вашему усмотрению, наследник рискует потерять всю инициативность, не думаю, что такой работник вам будет по душе. К сожалению для вас, выбор у него должен быть.
2. "Правильно - неправильно"
Если человек уже достаточно взрослый, он ощущает, что не принимает самостоятельных решений и живет под чужой шкалой оценок.
С возраста приблизительно 12-14 лет нужно избегать в общении с ребенком (даже если не нужно будет ему наследовать ваш бизнес) оценок "правильно - неправильно", "плохо - хорошо", "красиво - некрасиво" и так далее. С этого возраста обязательно нужно воспитывать самостоятельное принятие подобных решений, даже если они чреваты ошибками. Задача родителей помочь с подбором разносторонней информации для принятия решения, а уже саму возможность оценки "правильно - неправильно" оставить на усмотрение молодого человека.
Молодые люди на удивление плохо собирают информацию, она подбирается однобоко, поверхностно и из схожих однополярных источников, поэтому порой им так легко принять неправильные на взгляд взрослых решения.
Именно для того, чтобы молодой человек научился вырабатывать взвешенные решения, собирать грамотную информацию и нести самостоятельную ответственность, нужно дать ему возможность самому выставлять подобные оценки, а не копировать чужое (даже если ваше) мнение.
И чтобы облегчить путь к этому, нужно с детства
3. Учить задавать вопросы.
Требуется нарабатывать этот навык с самого раннего детства, когда ребенок еще "почемучка", его всё интересует и всё непонятно. Но взрослые всегда заняты и слишком устали, поэтому всячески уходят от ответов. И если раньше можно было любопытному малышу в таких случаях искать ответы самостоятельно (в играх с друзьями, в наблюдениях за природой, конструкторах, книгах в конце концов), то сейчас всё замыкается на гаджетах. А там достаточно одного запроса, (не путать с вопросом) или даже без него, просто включив, чтобы всевозможные медиа дальше взяли инициативу в свои руки и стали "вливать" в голову нескончаемый поток "интересного". Это, кстати, одна из "жалоб" на современных детей: они всё время в гаджетах, даже общаться между собой им проще через соцсети. И термин есть: цифровой аутизм.
А теперь научите молодого человека задавать вопросы, формулировать их. К себе, природе, науке, людям, соцсетям... И тогда гаджеты станут инструментом по сбору и работе с информацией, а не местом, куда пропали ваши дети.
Навык задавать вопросы формирует крепкое критическое мышление, устойчивое ко многим порокам. Это универсальный навык, которому современное молодое поколение не обучено.
4. Конкуренция.
Мы, взрослые, привыкли к конкурентной среде, она отчасти является причиной нашего успеха (или неуспеха у некоторых). Но она же является одной из неожиданных причин, почему наследник не хочет продолжать бизнес, или ведёт себя в нем неадекватно. Не потому, что он боится конкуренции, а потому что приходится конкурировать с вами, родителями (даже если вы это будете отрицать). Папа/мама построили бизнес, всё прошли от начала до конца, были кризисы, взлёты, набитые шишки, и вот империя готова. Приходи, делай что хочешь! Только вот так вот правильно, вот так - неправильно, здесь не делай, с этим поаккуратнее, и так далее. Как конкурировать с тем, для кого это - детище, где он знает "каждый кирпичик"? Легко ли вам будет решиться сверлить чужую стену, чтобы повесить полку? А говорят, что можно, только почему-то стоят рядом и смотрят правильно ли делаю. Есть люди, которые не обращают на такое внимание, и делают, что хотят - это отдельный интересный экскурс в психологию, сейчас не об этом.
Вашему ребенку реально сложно быть лучше вас или хотя бы соответствовать. Тем более, когда он повзрослел и понял, что можно обойтись и без этого, просто уйдя в сторону и делая что-то свое. Там, на стороне, вы его не оцениваете так, и конкурирует там он честно, встраивая себя в иерархию и измеряя свою истинную силу. А у мамы он всегда самый красивый, только не уверен в этом, так как проверить не дают.
И это приводит нас к следующему пункту:
5. Дайте возможность измерить силу на стороне.
Буквально: дайте возможность самостоятельно решить что ребенку интересно (а не "правильно"), поучаствовать в конкурсах, найти подработку там, где хочет, и так далее. Если эти знания/навыки применимы в вашем бизнесе - примените и покажите их полезность наследнику. Так он осознает, что его силы дополняют ваши, а не конкурируют с ними. Просто словами объяснить это им не выйдет.
Разумеется, есть ряд критериев, которые сделают такой подход более эффективным, но нельзя же все рассказывать бесплатно.
При таком подходе есть очень хорошая вероятность, что, "нагулявшись", он как раз вернется к вам, но уже уверенным в себе и инициативным, а не загнанным в рамки.
И, напоследок,
6. "..Вам шашечки или ехать?..
Был такой анекдот: туристу нужно такси, его перехватывает водитель и спрашивает куда нужно ехать, и какая сумма устроит. Договорившись об условиях, турист оглядывает машину и интересуется у водителя, почему на такси нет шашечек. На что получает ответ: "вам нужно шашечки или ехать?"
Вы, родитель, построили империю. Для кого-то это магазин или маленькое производство, для кого-то это федеральная сеть, для кого-то - еще больший/меньший бизнес. Вы это делали для того, чтобы... Тут ответы разнятся. Чтобы прокормить семью, реализовать свои амбиции, свершить мечту, или просто что-то "подвернулось под руку", да так и продолжили. Но это из вашей жизни/целей/мечтаний. И, как бы грустно это ни было для вас, ваш ребенок имеет право быть счастливым по своим собственным правилам. Вы же хотите, чтобы он был счастливым, успешным и самодостаточным. Иногда для этого требуется отпустить и даже помочь в его личных направлениях. Иначе, если наследник неподобающим образом мотивирован, можно получить покорного, но совершенно инертного последователя, про которого скажут "природа на детях отдыхает". Разве это вам нужно, во что бы то ни стало передать ему своё? Вам шашечки или ехать?
Могу еще многое рассказать как родителям, так и наследникам разного возраста (и делаю это регулярно по запросам осознанных родителей), но, как мне кажется, пока достаточно, чтобы у вас стали возникать вопросы и переосмысливаться подходы к работе с собственными детьми.