Медиа

Как заниматься развитием ребенка, базовое.

2024-04-18 15:37
В продолжение видео «Молодежь и счастье». Попросили чуть подробнее расписать, что полезного всё же делать с детьми/подростками. Будет, разумеется, не всё, но канву получите для осмысления.

Сперва определим основные принципы.

1. Современная цивилизация настроена на взращивание потребителей, тех, кто будет качественно покупать, ходить на работу в найме, "потреблять контент" от различных алгоритмов и мало задавать вопросов/запросов (а зачем, если всё и так удобно сделано за меня?). Но кто-то должен создавать контент, алгоритмы, инфраструктуру, механизмы и всё это "удобное". Именно здесь мир стремительно и делится: на тех, кто будет потреблять, и тех кто будет создавать/управлять. Если вы не хотите, чтобы ваши дети были потребителями, могли формировать свое мнение - читайте дальше. Если вас устраивает и непонятно зачем волноваться - дальше читать не стоит.

2. Нужны усилия со стороны ребенка, которые ведут к результату. Этот результат должна быть возможность измерить, оценить, в идеале - выставить напоказ (выступления, соревнования, публикации и т.п.). А потом (и в процессе) похвалить. Обратите, кстати, внимание, как часто вы хвалите своего ребенка, какого бы возраста он ни был. Почему-то считают, что воспитание – указание на недостатки, чтобы их исправить. Если и так, то потом всё равно нужно похвалить 😊

3. Придется тратить время родителям. И не только время. Еще и другие ресурсы могут быть нужны: поездки, билеты, обмундирование (если требуется), покупка «ингредиентов» под интересы и так далее.

4. Необходимо понимать, что через какой-то период времени может быть забыто или заменено следующим интересом. Иногда это стоит поддержать, иногда нужно от этого удержать. Если постоянные перескоки становятся системным перебором интересов, а усилия ни к чему не успевают привести - нужно разбираться как удержать в одном интересе, иначе не имеет смысла. Но если всё сделано правильно, интерес сменится, а извилины останутся.

5. Подход "из-под палки" иногда требуется, но далеко не всегда. У взрослого родителя априори больше опыта и насмотренности, он начинал, проходил и заканчивал разные ситуации за свою жизнь, поэтому может видеть то, что ребенок/подросток еще не осознаёт. В силу этого нужно иметь возможность воздействовать переговорами, мотивацией, иногда жесткой позицией, но всегда со стороны поддержки, а не "перелома через колено" своего ребенка: вы за своего ребенка, а не против него. В сложных ситуациях нужно подробно объяснять.

6. Может не получаться. Причем как у детей, так и у родителей. Завалы на работе, много домашнего задания, болезни, прочие обстоятельства... Имейте в виду свой стратегический запрос: завалы, домашняя работа и болезни будут всегда, а вот ребенок вырастет, и, если не получит адекватные навыки, потом будет вас "не радовать". Много обращений от родителей про своих наследников я получаю из серии "мы 25 лет его воспитывали неправильно, перевоспитайте, пожалуйста".

7. "Закидать проблему деньгами" не поможет, "золотая молодежь" тому подтверждение. Когда родители говорят, что они зарабатывают и обеспечивают будущее своим детям, чтобы дать им образование, жильё, возможности, свободу - далеко не всегда работает. Вы отдаете воспитание своих детей на аутсорс. Есть такая поговорка: образование - это не то, что дают, а то, что берут в процессе обучения. Так вот на этом аутсорсе ребенок возьмёт совсем не то, на что вы рассчитываете, если база задана не та. Если хотите адекватный результат, придется тратить своё время и прилагать свои усилия, примите это сразу.

8. Дальнейшие пункты дают возможность ребенку формировать вопросы/запросы к среде, а не просто потреблять, что ему предлагается. При этом он привыкает к тому, что результат достигается (от слова "достижение"), а не просто включается/выключается кнопкой или таблеткой.

И это не список, который весь нужно пройти. 1-2 пунктов достаточно, чтобы принцип был соблюден.

Итак, поехали.

1. Спорт. Легкая атлетика, боевые искусства, вело, плавание, футбол и так далее - выбирайте из того, что по душе. У каждого спорта есть свои показания и противопоказания, есть специфические виды травм - учитывайте. Подбирать лучше по тренерам, отзывам, а не только по удобству расположения. От тренера зависит очень многое, он может подобрать ключи к ребенку и удерживать его на грани возможностей, давая развиваться, при этом не провоцируя бросить. Не отказывайтесь от соревнований, аттестаций, норм ГТО и подобного. Это даёт те самые результаты (даже в случае проигрышей), ради которых всё и затевалось, это деления линейки, которой отмеряется результат на вложенные усилия.

2. Музыка. Опять же, музыкальный инструмент (или даже вокал) - по вкусу. От себя хотел бы порекомендовать такие инструменты, которые легко доступны или легко имитируемы. Наверняка вы видели какие-нибудь видео в интернет, когда, например, в аэропорту в зале ожидания кто-то из случайных пассажиров садится за рояль и играет (даже если не очень здорово), это останавливает всех окружающих, с последующими аплодисментами. То же, например, можно с перкуссией: барабанить по столу/стаканам/кастрюлям, если уметь, можно где угодно. То есть, в идеале, иметь возможность продемонстрировать не только на уроках и отчетных концертах, а среди друзей, в компании и так далее. Это один из важных результатов от вложенных усилий. Касается и всех остальных пунктов. И, как всегда, зависит не только от личной мотивации, но и от педагога, который сможет подобрать ключи к ребенку.

3. Искусство в широком смысле. Можно рисовать, сочинять/декламировать стихи, делать фото или видео и так далее, но с серьезной долей образования, а не просто по наитию/на таланте. Познание и применение техник, оборудования, комбинирование, выработка собственного стиля - долгий и интересный процесс. Постановка сценической речи и движения, художественная школа, даже курсы по съемке видеороликов для блоггеров - дают возможность развития. Но не забывайте о выставках, выступлениях, публикациях. Линейку измерения результатов никто не отменял.

4. Техническое развитие. Робототехника, электроника, программирование, инженерия и так далее. Помимо именно технической подкованности, позволяет быстро формировать гипотезы, тестировать их, вносить изменения и отслеживать результаты. Плюс усидчивость, внимательность, аккуратность. Очень хорошо отрабатывается понимание причинно-следственных связей, закладывается аналитический/математический склад ума. Из недостатков - далеко не везде предоставляется возможность демонстрировать результат массово: соревнования и подобное есть, но далеко не все попадают, а надо к этому стремиться.

5. Математика. Увы (для многих). Но она бывает и не скучной. Есть интересные задачи на смекалку и логику, встречаются преподаватели-энтузиасты, которые могут интересно рассказать и показать про математику так, чтобы не было у ребенка ощущения "обязаловки". И, если есть сложности, нужен именно постепенный подход. Самое сложное для того, кто будет этому обучать - показать практичность, возможность применить в жизни "на лету". Именно это цепляет тех, у кого изначально с математикой не здорово: они её воспринимают как отвязанную от жизни науку. Задачки из школьного учебника про то, как Валя и Миша делят яблоки не помогут.

6. Иностранные языки. Приблизительно то же, что и с математикой, но несколько легче заинтересовать. Выучив песню на иностранном языке, можно её уверенно петь, например. Или любимый сериал со всеми нюансами смотреть. Участие в олимпиадах конечно вполне возможно, но открываются и другие горизонты: помощь в переводе родителям, подработка и так далее.

7. Студии: театральные, вокальные, танцевальные и подобное. Здесь нужно аккуратно подойти к выбору, поскольку многие из них преследуют те же цели, что и гаджеты: любой ценой затащить на короткий период, снять немного денег. Вроде и не скажешь, что не полезно, но подход не под наши цели: они стараются сделать так, чтобы нравилось и было легко, а это здорово снижает планку необходимых усилий. Ну и результаты будут уровня отчетного концерта. Желательно искать те, которые выступают на реальных сценах (если студия подразумевает), участвуют в "отраслевых" конкурсах/фестивалях и так далее.

8. Спорный пункт: игры. Как ни странно, некоторые хорошо проработанные онлайн игры позволяют получить неплохое развитие для ребенка. Можно научиться терпению, стратегии, реакции, удержанию многих позиций в активном внимании, переговорам/торговле, лидерству или наоборот субординации, построению схем и так далее. И, да, бывают вполне знаковые чемпионаты с реальными рейтингами и призами. В некоторых случаях, игроков даже нанимают на вполне реальную работу в физическом (не виртуальном) мире. Сложность в том, чтобы а) подобрать подобную игру, позволяющую реализоваться и развиваться и б) правильно ставить задачи в самой игре, а не просто выполнять базовые задания.

9. Исходим из интересов ребенка, помогая ему углубляться и расширяться в захватывающей его теме. На своем примере. Старшему сыну с детства нравились ископаемые, раскопки, история и всё что рядом. Для этого ездили с ним копать ископаемые в карьерах, задавали вопросы на профильных форумах для определения находок, путешествуем по историческим местам со сбором информации в различных источниках, сбор и систематизация коллекции, и многое другое. В результате постоянно выступает с докладами по своим экспонатам в своей школе во всех классам, участие в конкурсах докладов, запросы на выставку коллекции от музеев и так далее. Найдите, что нравится вашему ребенку и помогите ему в это углубиться, вам тоже будет интересно в процессе, вы удивитесь.

Ну и пока хватит.

Предваряя вопрос "А почему только это, почему нет, например, столярного дела?..", отвечу просто: главное, чтобы вы поняли принцип, а здесь перечислен лишь базовый поверхностный набор, который может задать камертон для настройки уже вашей личной ситуации. Наша задача научить ребенка задавать вопросы людям, гаджетам, сервисам, друзьям, книгам и так далее, а не получать лишь предложенное; уметь и понимать как долгосрочно и целенаправленно развиваться; получать и фиксировать результаты, и чтобы эти результаты видели другие. Для этого требуется время, терпение и вера в результат.

Удачи!